Прежде чем говорить о любви, мне бы хотелось отметить, что в Священном Писании – Книге, где записан опыт сверхъестественный, сверхиндивидуальный, самое главное – безошибочный, о любви пророки начинают упоминать только с двадцать второй книги из шестидесяти шести, вошедших в Канон. Какова причина? Люди того времени не были готовы к этому чувству. Не случайно Бог устами пророка Исайи начинает говорить не о нашей любви, а о Своей любви к нам: «Бог страдает от неразделенной любви». Он ищет нас, а мы бегаем, прячемся от Него.
В своем служении мне часто приходится сталкиваться с жизненными ситуациями, скрывающимися за фразой: «Я полюбил (полюбила) ее (его) за ее (его) чувство ко мне». То есть наша любовь «включается» на любовь другого человека, проявленную к нам, и только тогда мы начинаем отвечать взаимностью. Но вся проблема в том, что наша взаимность связана с опытом, приобретенным в семейном кругу. Назовем этот опыт «сценарием жизни». Он как второй характер. Я знаю, как порой невозможно создать счастливую семью детям, выросшим в интернате, как тяжело тем, кто вырос в неполной семье, не усвоив «сценария жизни», начинать новую совместную жизнь с «пустого» листа. Может быть, поэтому вам будет понятна моя просьба: «Потерпите до двадцати одного года. Это возраст, когда молодые люди уже всерьез начинают задумываться о семейной жизни, о смысле любви». Это нечто подобное опыту Священного Писания, где Бог о любви начинает говорить с двадцать второй книги. Этот возраст, как некий рубеж – треть нашей жизни. Как правило, к этому времени, у нас есть опыт своей неразделенной любви.
Меня когда-то потрясли данные одного социального опроса, проведенного в ЗАГСе. Молодоженам задавался вопрос: «Что вы ожидаете от вашего брака?» Ответы, чаще всего, касались счастья. Молодые люди говорили: «Хочу быть счастливым». Лишь один ответ был иным: «Желаю дать своей любимой счастье». Все хотели брать, лишь один был готов отдать. Вот эта семья и будет счастливой. Все остальные потратят много лет на притирку характеров, чтобы выйти хотя бы на какое-то взаимное равновесие отдачи, умение уступать друг другу. Поэтому учитесь различать влюбленность (я хочу получить), которая иллюзорна и любовь (желаю дать, подарить), которая реальна.
Учитесь чувствовать зазор между словами, мыслями и поступками. Мы, к сожалению, одно говорим, другое думаем, третье делаем. Мне еще с юности запомнились стихотворные строки
Природа умница. Возможно!
В одном ты только неправа,
Что людям так неосторожно
Ты для любви дала слова.
Слова надуманных признаний,
Обманный жест! Фальшивый взор!
Они, как брошенное знамя
На растоптанье и позор.
В Священном Писании написано: «Как было во времена Ноя: женились, выходили замуж…, так будет и в последние времена…» Но мы с вами свыклись с этим опытом, более того считаем его нормальным и правильным, когда сами делаем свой выбор, женясь или выходя замуж. Однако в Библии есть другой опыт – родители выбирали своим детям невесту, а те соглашались с их выбором. В основу их выбора был положен пресловутый «сценарий жизни» – как безошибочный принцип: если в семье родители любят друг друга, значит, дети будут иметь опыт любви (отдачи себя друг другу). Нам же, к сожалению, ближе опыт «блудного сына» – «…Мама и папа вы для меня умерли. Чтобы вы не говорили, я вас не слышу. У меня сейчас свои желания, свои страсти, я сейчас хочу…»
У вас всегда будет выбор: подобный выбор невесты Исааку (Ревеку) или опыт «блудного сына». Не торопитесь! Потерпите хотя бы до двадцати одного года!
Обратите внимание, нравятся ли вам родители вашего избранника, ведь он возьмет их «сценарий жизни». Самое тяжелое у Бога – ждать. Особенно ждать н-а-с-т-о-я-щ-е-й любви.
С любовью о Господе священник Титов Сергий