С этой иконой связана одна история, которая произошла в 70-х годах ХХ века – она о двух соседках, живших на одной площадке. Одна из них пришла к Богу, ходила в церковь и возможно сочувствовала соседке, которую в подъезде считали блудницей. Когда «блудница» смертельно заболела, она позвала соседку, дала деньги и попросила, чтобы после смерти над ней совершили обряд погребения. А еще она вручила ей икону и умоляла положить ее вместе с собой во гроб. Когда все случилось, отслужить на похоронах согласился только старенький священник из маленького храма на кладбище. После чина погребения женщина протянула ему икону с просьбой положить ее в гроб. Увидев икону, священник был очень удивлен и рассказал о ней. На иконе был изображен рай, отделенный стеной от ада. Там же пребывал апостол Петр, держа ключи от рая. Рядом с ним стоял Господь, призывающий к ответу Петра: «Почему в раю появились души грешников?» На что Петр лишь только указывал рукой в сторону стены. Там была необычная картина: Матерь Божья опустила Свой платок в ад и по нему поднималась грешная душа, которую Она переносила в рай. Таким образом, благодаря заступничеству и помощи Богородицы, грешные души оказывались в раю…
Священник долго держал икону в руках, а потом произнес: «Позвольте, я возьму эту икону себе, а взамен положу другую икону Божьей Матери». С тех пор он постоянно носил ее в своем требном чемоданчике…
…Служитель Божий поставил себя в ровню с грешницей и почувствовал потребность в этой иконе.
Каждому из нас хотелось бы иметь такую икону, в которой «Надежда и Упование» на Царицу Небесную.
О чем сегодня просит современный человек Богородицу? О здоровье, о счастье земном, об устройстве дел своих… И это правильно! Кто как не Матерь Божья – Надежда и Упование наше во всем, что происходит с нами на земле!? О чем просили Богородицу святые отцы? Они просили о самом главном – благополучном переходе души от земли к Небесам. Святые понимали, что земное наше пребывание – это всего лишь подготовка к переходу души к жизни в мире невидимом, к жизни вечной. Поэтому они всю жизнь усердно молились и просили Царицу Небесную: «Не отрини мене, не гнушайся мене, сквернаго, но водами щедротъ Твоих угаси изгоревшую напастьми душу мою, избави мя пламени бесовскагообдержания и отълаянияихъисхитимя, да виждуТя отгоняющую отъ мене во время отшествия моего темноличныхъбесовъ, предавши мяблагимъ и светлоличнымъликомъсвятыхъАнгеловъ» (из молитвы к кофизме 2 псалтыря Божьей Матери); «В руки Твоего матернягозаступления вручаю убогую мою душу, весь животъ мой, последний день, конечную минуту дыхания моего и ужасное прехождениевоздушныхъмытарствъ» (псалом 30 из кафизмы 4 псалтыря Божьей Матери).
Самое страшное для души грешной – оказаться беззащитной и беспомощной в мытарствах перед лицом духов злобы поднебесной, имеющих власть над ней и жаждущих заполучить её, потому что тогда уже вечных мучений не избежать. Для христиан не секрет, что при упоминании одного имени Матери Божьей трепещет весь мир злобы поднебесной. Она – Главная Надежда и Упование наше не только на земле, но и в мире ином, незнакомом нам. Зная об этом, святые отцы каждый день в молитве уже здесь, на земле, промаливали свой путь восхождения в Божьи обители.
Икона Царицы Небесной «Надежда и Упование» – это наглядность перехода в мир иной; напоминание о том, что каждый наш день на земле может быть последним; призыв к покаянию и молитве. В ней явлена слава Матери Божьей, Которая есть Милость и Любовь к каждой душе, призывающей Её.
В храме много икон Матери Божьей – нашей Хранительницы, Заступницы, Молитвенницы, Покровительницы: «В скорбях и печалях утешение», Касперская, Тихвинская, Иверская, копия Почаевской Матери Божьей…
Нам кажется, что мы храним эти иконы, но на самом деле это Царица Небесная в Своих ликах и образах охраняет и нас, и храм, и село, и поля, и источники. Она покрывает всё Своей милостью, молитвой и заступничеством.
Пресвятая Владычица! Не оставь нас!
Милости сподоби, Богородица! Призри на люди согрешившие, яви яко присно силу Твою. На Тяуповающе вопием: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»